Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Великоустюжское чернение по серебру центр, великоустюжское чернение по серебру история возникновения, великоустюжское чернение по серебру 84, великоустюжское чернение по серебру европейский север

14-06-2024

Великоустю́жское черне́ние по серебру́ — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).

Содержание

Технология

Общие принципы

Основа технологии чернения заключается в следующем:

  • В изделии гравируются, чеканятся или протравливаются небольшие углубления.
  • В получившийся узор вплавляют состоящий из серебра, меди, свинца и серы сплав.

Известны различные вариации приготовления сплава, его наложения и оплавления.

Особенности чернения в Великом Устюге

По некоторым данным, мастера этого города используют наиболее древнюю из известных на сегодняшний день технологий.

Устюжское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.

История

Чернение на Руси появилось в Х веке, однако широкое развитие получило только в ХVII.

А со второй половины XVII века Великий Устюг занимает в этом искусстве ведущее положение в России.

Наибольший рассвет искусство чернения в Великом Устюге достигает в XVIII веке, а к его середине относится и первое упоминание об устюжском чернении в официальных бумагах: устюжанина Михаила Климшина (по другим источникам — Климушкина) вызывают в столицу, для «для обучения оного мастерства московских жителей от купечества».

В 1762 году в городе открывается фабрики братьев Поповых.

С середины ХVIII века в устюжских работах начинает ощущаться влияние распространённого в то время в Европе барокко. Характерные для мастеров Устюга сложные сюжетные композиции оформляются пышным обрамлением. Популярность приобретают охотничьи и пасторальные сюжеты.

Но уже с 80-х годов ХVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма, в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.

Наряду с этими изменениями происходят и другие: один из известных мастеров того периода, Жилин, заменяет использование лучеобразно расходящихся линий на сплошной узор из маленьких звёзд и букетиков.

В середине XIX века в произведениях ведущих мастеров (например, М. И. Кошкова) часто используется сплошь покрывающий поверхность изделия растительный узор, с использованием резких контрастов. Однако к концу ХIХ века, частные ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.

XX—XXI века

В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым основывается артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года, художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский, сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.

Под руководством Шильниковского устюгское чернение возрождается и достигает небывалых успехов — в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом[1] (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины и т. п. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Благодаря всемирной славе, «Северная чернь» в советские времена постоянно получает правительственные заказы, большинство из которых выполняется по рисункам Шильниковского. На предприятии выпускаются произведения, посвящённые почти всем значительным событиям (например, подвигу папанинцев, 800-летию Москвы, юбилею воссоединения Украины с Россией, покорение космоса).

Ссылки

  • Россия Великая: Великоустюжская чернь
  • БСЭ
  • Северная чернь: История промысла

Примечания

  1. Официальный сайт Правительства Вологодской области


Великоустюжское чернение по серебру центр, великоустюжское чернение по серебру история возникновения, великоустюжское чернение по серебру 84, великоустюжское чернение по серебру европейский север.

Кметы, Ковалёв, Александр Геннадьевич, Never Be the Same, Категория:Виды спорта в Нидерландах, Файл:Christiansen Dante and Beatrice in Paradise 1893.jpg.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15