14-09-2023
Вагон PAFAWAG (обозначение по тех. документации — вагон завода Pafawag серия 1Aw/2Aw/ 3Aw) — пассажирский вагон, предназначенный для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах. Поставлялись в СССР для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах колеи 750 мм МПС СССР. Производился в Польше, заводом «Pafawag» в 1957—1960 гг.
Всего в СССР было поставлено до 560 вагонов.
Содержание |
Вагоны были заказаны в Польской народной республике в рамках организации экономического сотрудничества СЭВ, в области железнодорожного транспорта. В то же время для сети узкоколейных железных дорог МПС СССР, нуждались в пассажирских вагонах высокого качества, которые не производились в СССР.
Производимые узкоколейные вагоны в СССР предназначались для ведомственных узкоколейных железных дорог, и по показателям, качества изготовления, а также соблюдения норм по обслуживанию пассажиров, не были в достаточной степени приспособлены для эксплуатации на сети УЖД МПС СССР.
Первые вагоны были поставлены в 1956 году и проходили испытание на сети УЖД Прибалтийской железной дороги в Эстонии. В 1958 году была выполнена модернизация тележки вагона, с заменой оригинально конструкции на вариант тележки производства мыйзакюльских железнодорожных мастерских в Эстонской ССР.
На УЖД эксплуатировались вагоны «Pafawag» двух серий.
При эксплуатация на сетях УЖД МПС СССР, определенная часть вагонов, в условиях ремонтных депо эксплуатирующих предприятий была подвергнута реконструкции, с целью увеличения эксплуатационных возможностей вагонов. Так, некоторая часть вагонов была переделаны в почтово-багажные; но наиболее интересной модификацией стали модернизированные в Гайворонской УЖД, где при реконструкции обычные сидячие вагоны были переделаны в спальные, частью плацкартные, частью в купейные.
Определенные модернизации вагонов проводились и в условиях эксплуатации вагонов на ДЖД. Так, на некоторых вагонах в зависимости от особенностей ДЖД изменялись ударно-сцепные устройства, жесткие сидячие вагоны переделывались в мягкие сидячие, оригинальные оконные рамы заменялись на стеклопакеты.
Около 200 вагонов, частью изначально, а большей частью со временем закрытия части сети УЖД МПС СССР, передавалсь на эксплуатацию на сеть детских железных дорог. Так со временем большая часть вагонов «Pafawag» сосредоточилась на ДЖД, и на сегодняшний день 9/10 вагонов Pafawag находящихся в эксплуатации работают на ДЖД.
Вагон Pafawag.