17-10-2023
Бхи́кшу (санскр. भिक्षु; пали: бхиккху; тайск. ภิกษุ; тиб. དགེ་ལོང་, Вайли dge long — гелонг; монг. гэлэн) — в буддизме — высшая степень монашеского посвящения. Монахи-бхикшу соблюдают свыше 220 обетов Винаи, основанных на принципе Личного освобождения.
Содержание |
Буддизм |
Культура |
История |
Философия |
Люди |
Страны |
Школы |
Храмы |
Понятия |
Тексты |
Хронология |
Проект | Портал |
Термин бхикшу происходит от санскр. भिक्ष्, бхикш — «просить милостыню, подаяние») и таким образом означает «живущий на подаяние». Будда в Дхаммападе утверждает:
Не становится он бхикшу только из-за подаянья
Лишь накинув внешний образ, бхикшу подлинным не станет.
Тот, кто зло превозмогает как в великом, так и в малом,
Бхикшу истинным зовётся, зло любое победивши.[1]
Для того, чтобы стать полноправным членом сангхи (буддийской монашеской общины), человек принимает 227 указанных в Винае обетов (количество и толкования смысла некоторых из них в разных традициях весьма различаются). Новопосвящённый монах или монахиня держат только 36 обетов. Минимальный возраст принятия обета бхикшу — 21 год.
Несмотря на то, что термины «монах» и «монахиня» достаточно адекватно применимы к буддийским реалиям, порядок посвящения в буддийские монахи имеет ряд существенных отличий. В целом, следование системе пратимокши начинается с принятия немонашеского, мирского пятеричного обета упасаки (саскр upāsaka/upāsikā; тиб. dge snyan/dge snyan ma — геньен / геньенма; мирянин/мирянка).
Первый из собственно монашеских обетов пратимокши (санскр. pravrajya, тиб. rab byung — рабджунг, монг. ба́нди), может приниматься начиная с шести лет. Предварительно кандидат отвечает на ряд вопросов, направленных на убеждение посвящающего в отсутствии у него препятствий для монашеской жизни. Дополнительно к обетам мирянина посящаемый получает ещё три; в процессе церемонии получая необходимые атрибуты: монашеское облачение, чашу для подаяния и др. Статус в целом сравним с христианским «послушником».
В четырнадцать лет правраджья получает право на посвящение шраманеры (санскр. śrāmaṇera/śrāmaṇeri, тиб. dge tshul/dge tshul ma — гецул / гецулма), включающее принятие 36 обетов.
По исполнении 21 лет шраманера может стать полностью посвящённым монахом (санскр. Bhikṣu/Bhikṣuṇīs, тиб. dge long/dge long ma — гелонг / гелонгма), приняв 253 обета. В традиции тибетского буддизма линия передачи обетов полностью посвящённой монахини — гелонгмы — было утеряно, хотя в последнее время и имеют место отдельные попытки заимствования её из сторонних традиций.
В школах Махаяны монашеская практика считается низшей по отношению к практике бодхисаттвы, и поэтому первая рассматривается лишь как этап, предваряющий вторую, а не в качестве самодостаточной ценности.
В Тибете первая община гелонгов появилась во время царя Сонгцен Гампо, и достигла значительной численности при Трисонг Децене. Монашество активно развивалось в рамках школы сакья, было положено в основу практики в основанной Атишей школе кадам, и достигло расцвета в произошедшей от неё школе гелуг.
В школах ньингма и кагью, основанных мирянами, монашество также достигло широчайшего распространения, хотя в них продолжали существовать практики, несовместимые с монашскими обетами (напр., Хеваджра, отвергнутый Цонкапой именно по этой причине).
Основатель школы Тэндай в Японии, Сайтё, добился упразднения монашества в пользу принятия обетов бодхисаттвы, основываясь на апокрифической Брахмаджаласутре.[2] Таким образом, адепты школы Тендай только условно могут именоваться монахами.
Имевший распростренение в европейской литературе термин «бонза» для обозначения буддийских монахов также имеет японское происхождение. Постольку бонза — это лишь старшина храма, термин был призан некорректным.
Это заготовка статьи о буддизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Бхикшу.