Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Аэро L-29

18-10-2023

(перенаправлено с «Аэро L-29»)
Перейти к: навигация, поиск
L-29 Delfín
Л-29 на аэродроме Гостомель, Украина, 2012 год.
Тип учебно-тренировочный самолёт
Разработчик Aero Vodochody
Производитель Aero Vodochody
Главный конструктор Зденек Рублич, Ян Влчек[1]
Первый полёт 5 апреля 1959 года[2]
Начало эксплуатации 1963 год[3]
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты СССР
Чехословакия
см. на вооружении
Годы производства 19631974
Единиц произведено 3665[3]
Стоимость единицы 915 200 (1963 год)[4]
 Изображения на Викискладе

Аэро Л-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Является первым чехословацким серийным реактивным самолётом[5]. Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт[5].

Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 19631974 годах, построено 3665 самолётов[3]. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.

«Дельфин» состоял на вооружении более 15 стран мира (СССР, ЧССР, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Нигерия, Румыния, Сирия, Уганда)[1]. Ряд снятых с вооружения самолётов приобретены частными лицами.

Сохранилось большое количество экземпляров Л-29 в лётном состоянии, а также в качестве авиапамятников и экспонатов музея, которые можно увидеть, например, в Таганрогском музее авиационной техники, аэродроме ФИНАМ (Большое Грызлово), аэродроме Борки, Луганском авиационно-техническом музее, Омском аэроклубе ДОСААФ (аэродром Марьяновка), аэродроме Крутышки (Ступино).

Содержание

История создания и производства

Л-29 относится к первому поколению реактивных учебно-тренировочных самолётов (УТС), которое возникло в связи с массовым переходом на сверхзвуковые реактивные самолёты в середине 1950-х годов[6]. К этому поколению также относятся учебно-тренировочные самолёты, которые совершили первые полёты в середине 1950-х годов: французский Fouga СМ.170 Magister, американский Cessna T-37 Tweet, итальянский Aermacchi MB-326 и британский BAC Jet Provost.

Разработка Л-29 была начата в 1955 году в инициативном порядке группой единомышленников во главе с Зденеком Рубличем, руководителем одного из отделов Исследовательского-испытательного летного института Чехословакии[6]. Ближайшим помощником З. Рублича стал Карел Томаш, имевший большой опыт в создании учебно-тренировочных самолётов. Расчеты аэродинамики проводили Йозеф Хошек и Ян Глава. В начале 1960-х годов, после ухода на пенсию Рублича и Томаша, ведущим конструктором Л-29 стал Ян Влчек.

Весной 1959 года был закончен первый летающий прототип Л-29 (XL-29), который совершил первый полёт 5 апреля 1959 года под управлением лётчика-испытателя Рудольфа Духона. Прототип, в связи с незаконченными испытаниями чехословацкого двигателя разработки предприятия Моторлёт, был оснащен британским Bristol Siddeley Viper Mk.20 с тягой 795 кг. Второй прототип, поднявшийся в воздух в июле 1960 года, был оснащен штатным чехословацким двигателем Моторлёт М-701.

В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого УТС стран Варшавского Договора. Решение на разработку единого УТС было вызвано, не в последнюю очередь, желанием консолидировать молодые социалистические страны, которые состояли в Совете Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В конкурсе участовали советский Як-30, чехословацкий Л-29 «Дельфин» и польский ТС-11 «Искра». Конкурс был проведен в 1961 году, после того как совершили свои первые полёты советский Як-30 (20 мая 1960 года) и польский ТС-11 «Искра» (5 февраля 1960 года). К моменту проведения конкурса Л-29 летал уже около года и на конкурс была отправлена его улучшенная версия Л-29А ОК-02.

С августа по сентябрь 1961 года на подмосковном аэродроме Монино под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника Ю. А. Антипова состоялись сравнительно-испытательные полеты Як-30, ТС-11 «Искра» и Л-29. По результатам конкурса лучшим по большинству параметров был признан «Дельфин». К числу главных премуществ чехословацкого УТС относились надежность, простота в обслуживании, технологичность и низкая цена. Як-30, имея соизмеримую тягу двигателя, был более чем на 1000 кг легче и показал лучшие лётные характеристики, но не был способен нести вооружение и представлял из себя спортивный самолет, а не учебно-тренировочный самолёт для подготовки курсантов. Польский УТС ТС-11 «Искра» проиграл «Дельфину» и Як-30 по большинству параметров. Победа Л-29 в конкурсе на единый УТС стран ОВД означала мировое признание первого чехословацкого реактивного самолета и обеспечила тысячи специалистов высоквалифицированной работой на долгое время.

В конце 1961 года началось серийное производство Л-29 на на машиностроительном предприятии «Взлёт», который впоследствии был переименован в Среднечешский машиностроительный завод, а ещё позже — «Красный Летов». На Среднечешском авиазаводе в Водоходах (народном предприятии «Аэро Водоходы») и народном предприятии «Лет» в Угерске-Градиште и Куновицах (с 1963 года) проходила финальная сборка, в то время как производство комплектующих и агрегатов происходило на большом количестве средних и малых предприятий по всей Чехословакии.

В 1964 году, на Международной машиностроительной ярмарке в Брно, Л-29 был удостоен золотой медали. В 1965 и 1967 годах Л-29 был успешно представлен на Международном Парижском аэросалоне в Ле-Бурже.

Всего за годы серийного производства, с 1963 по 1974 год, было построено 3665 Л-29[3].

Описание конструкции

Отличается надежной и простой конструкцией. Способен взлетать с грунтовых аэродромов с травяным покрытием.

Эксплуатация

В 1963 году Л-29 был принят на вооружение ВВС СССР и получил в НАТО кодовое обозначение «Maya»[6]. Л-29 был предназначен для обучения летчиков для полётов на МиГ-21. В летных училищах «Дельфин» постепенно заменил МиГ-15УТИ, который был более тяжелый в управлении и не прощал ошибок в пилотировании.

Первым авиационным училищем, освоившим Л-29, стало Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. Первым полком, получивший 29 мая 1963 года Л-29, стал 703-й учебный авиационный полк Черниговского ВВАУЛ, который базировался на аэродроме Умань в Черкасской области.

К концу 1963 года Л-29 также поступили в Качинское, Харьковское и Ейское ВВАУЛ.

В 1964 году на аэродроме Ивано-Франковск была создана советско-чешская авиабаза, которая занималась передачей новых самолетов советской стороне. Чешские летчики перегоняли новые Л-29 из ЧССР в Ивано-Франковск, где передавали самолёты своим заводским специалистам, которые в свою очередь готовили их к сдаче в советские учебные авиационные полки.

В 1966 году Л-29 начали заменять Як-18 в авиационных учебных центрах ДОСААФ. Первым училищем, получившим Л-29, стало Волчанское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ. В этом же году чехославацкие УТС начали поступать и в учебные центры ДОСААФ.

В 1966 — 1992 годах первоначальное обучение на самолетах Л-29 проходили в 20 учебных авиационных центрах ДОСААФ:

  • Волгоградский УАЦ ДОСААФ (аэродром Средняя Ахтуба)
  • Воронежский УАЦ ДОСААФ (аэродром Гремячье)
  • Ворошиловоградский (Луганский) УАЦ ДОСААФ (аэродром Новоайдар)
  • Вяземский УАЦ ДОСААФ (аэродром Вязьма-Двоевка)
  • Грозненский УАЦ ДОСААФ (аэродром Калиновская)
  • Егорьевский УАЦ ДОСААФ (аэродром Шувое)
  • Запорожский УАЦ ДОСААФ (аэродром Широкое)
  • Казанский УАЦ ДОСААФ (аэродром Куркачи)
  • Калужский УАЦ ДОСААФ (аэродром Орешково)
  • Карагандинский УАЦ ДОСААФ (аэродром Талдыкудук)
  • Костромской УАЦ ДОСААФ (аэродром Сокеркино)
  • Кинель-Черкасский УАЦ ДОСААФ (аэродром Толкай)
  • Курский УАЦ ДОСААФ (аэродром Рышково)
  • Липецкий УАЦ ДОСААФ (аэродром Грязи)
  • Куйбышевский (Самарский) УАЦ ДОСААФ (аэродром Рождественка)
  • Омский УАЦ ДОСААФ (аэродром Марьяновка)
  • Рязанский УАЦ ДОСААФ (аэродром Протасово)
  • Саранский УАЦ ДОСААФ (аэродром Лямбирь)
  • Ульяновский УАЦ ДОСААФ (аэродром Белый Ключ)
  • Челябинский УАЦ ДОСААФ (аэродром Калачевка)

Модификации

  • Л-29 — базовая модификация
  • Л-29А «Акробат» (Л-429) — спортивная одноместная модификация. Всего построено 2 самолёта, которые участвовали в показательных выступлениях в 1968 и 1969 годах на Международных машиностроительных ярмарках в Брно, и в 1969 году на Международном Парижском аэросалоне в Ле-Бурже.
  • Л-29Р (Л-329) — тактический разведчик, оснащенный фоторазведывательным оборудованием для разведки в прифронтовой зоне. Выпущен небольшой партией для ВВС Чехословакии и Египта.

Тактико-технические характеристики

Источник данных:[6][3][7]

Технические характеристики

Три проекции Л-29
ТРД Моторлёт M-701С 500
  • Экипаж: 2 человека
  • Размах крыла: 10,29 м
  • Длина самолёта: 10,81 м
  • Высота: 3,13 м
  • Площадь крыла: 19,8 м²
  • Масса пустого: 2280 кг
  • Запас топлива:
    • основной: 1050 (690 + 360) л
    • ПТБ: 300 (2 × 150) л
  • Масса снаряжённого: 3280 кг
  • Масса максимальная взлётная: 3540 кг
  • Двигатель: 1 × Моторлёт M-701C 500
    • Максимальная тяга: 1 × 890 кгс (8,7 кН)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте 5000 м: 655 км/ч
    • на уровне моря: 615 км/ч
  • Крейсерская скорость:
    • на высоте 5000 м: 545 км/ч
    • на уровне моря: 525 км/ч
  • Скорость сваливания: 130 км/ч
  • Дальность полёта:
    • со 100 % топлива: 640 км
    • с 2 × ПТБ: 900 км
  • Практический потолок: 11 500 м
  • Скороподъёмность: 14 м/с (840 м/мин)
  • Удельная нагрузка на крыло: 166 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,25
  • Длина разбега: 600 м
  • Длина пробега: 550 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8/-4 g

Вооружение

  • Боевая нагрузка: 200 кг на двух внешних узлах подвески (2 контейнера с 7,62-мм пулеметами или 2 × 100-кг бомбы или 2 × ПУ 55-мм НАР С-5)

Сравнение с аналогами

Аэро Л-29[8] PZL TS-11 Iskra[9][10] Fouga СМ.170-1 Magister[11] Cessna T-37 Tweet[12] Aermacchi MB-326[13] BAC Jet Provost[14]
Внешний вид
Принят на вооружение, год 1963 1963 1956 1957 1962 1957
Годы производства 1963 — 1974 1963 — 1987 1954 — н/д 1955 — 1975 1962 — 1983 1957 — 1967
Выпущено, шт 3665 424 929 1269 761 741
Размах крыла, м 10,29 10,06 11,40 10,3 10,84 10,77
Длина, м 10,81 11,15 10,06 8,92 10,67 10,36
Масса пустого, кг 2280 2560 2150 1755 2685 2670
Макс. взлётная масса, кг 3540 3840 3200 2990 5215 4170
Боевая нагрузка, кг 200 400 140 1800 н/д
Практический потолок, м 11 500 11 000 11 000 11 950 14 325 11 185
Крейсерская скорость, км/ч 545 600 н/д 610 н/д н/д
Макс. скорость, км/ч 655 720 715 680 800 700
Дальность с ПТБ, км 900 1250 1200 1500 1650 1450
Двигатель 1 × ТРД Моторлёт M-701C 1 × ТРД WSK SO-3 2 × ТРД Turbomeca Marbore IIA 2 × ТРД Teledyne Continental J69-T-25 1 × ТРД Piaggio (Rolls-Royce) Viper 20 1 × ТРД Rolls-Royce Bristol Viper 202
Макс. тяга двигателя, кН 1 × 8,7 1 × 9,8 2 × 3,9 2 × 4,5 1 × 15,2 1 × 11,1

Боевое применение

В августе 1967 года советские Ан-12 доставили в Кано 6 Л-29 и несколько МиГ-17[5]. Вторая партия из 6 Л-29 была поставлена Нигерии в том же году. Л-29 ВВС Нигерии применялись против сепаратистов самопровозглашенного государства Биафра[15]. Боевые вылеты, как правило, осуществляли наемники из Великобритании, Родезии и ЮАР, а нигерийские лётчики сидели на месте курсанта.

ВВС Египта применяли Л-29 проти израильских войск в качестве легкого ударного самолёта[7].

В 1992 году на вооружении ВВС Азербайджана находилось около 70 Л-29, базировавшихся в одном из учебных авиационных полков Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков[16]. В связи с высокими потерями боевых вертолётов Азербайджан активно применял Л-29 для поддержки с воздуха своих сухопутных войск. Некоторое количество азербайджанских Л-29, принимавших участие в боевых вылетах, было сбито или повреждено огнём противника.

В 1994 году на территории самопровозглашенной Республики Ичкерия находилось 265 боевых самолетов (149 Л-29, 111 Л-39, 3 МиГ-17 и 2 МиГ-15УТИ), ранее находившихся на вооружении двух учебных авиационных полков Армавирского ВВАУЛ и Грозненского учебного авиационного центра бывшего ДОСААФ СССР[17]. Авиация базировалась на аэродромах Ханкала, Калиновская и Грозный-Северный. Самолёты активно готовились сепаратистами к боевым действиям. К ноябрю 1994 года в боеспособном состоянии находились около 100 самолётов, а остальные — использовались как источник запчастей или были неисправны. По состояние на 30 ноября 1994 года не менее одой эскадрильи Л-29 находилось в состоянии боеготовности.

1 декабря 1994 года российские штурмовики Су-25, с помощью авиабомб и НАР, нанесли удары по аэродромам Калиновская и Ханкала[17]. Во время удара была уничтожена вся боевая авиация чеченских сепаратистов[18].

8 августа 2008 года 2 Л-29 ВВС Грузии было уничтожено на земле во время удара российской авиации по аэродрому Марнеули[5][19].

На вооружении

Состоит на вооружении

Состоял на вооружении

Американцы устанавливают отреставрированный Л-29, памятник лётчикам иракских ВВС, на базе Тикрит, Ирак, 16 декабря 2009 года.

Гражданские операторы

  •  ЮАР — 3 Л-29 в составе пилотажной группы «Sasol Tigers», по состоянию на 2011 год

Интересные факты

  • В ВВС Чехословакии Л-29 получил прозвище «летающая детская коляска»[5]. Курсант совершал свой первый самостоятельный полёт на «Дельфине» всего лишь после 13 часов полётов с инструктором.
  • 11 августа 1964 года лётчица-спортсменка Марина Попович установила на Л-29 мировой рекорд скорости для самолётов массой 1750 — 3000 кг (по классификации ФАИ — категория C-1-d) на замкнутом 100 км маршруте, развив среднюю скорость 606,2 км/ч[6].
  • 16 июля 1975 года польский лётчик на сельскохозяйственном Ан-2Р попытался совершить побег из Польши в Австрию через территорию ЧССР, но был сбит Л-29 ВВС Чехословакии[5].
  • В середине 1990-х годов Ирак пытался переоборудовать Л-29 в БПЛА для доставки химического и биологического оружия, но программа закончилась неудачей[5].
  • Американская компания «Green flight international», занимающаяся разработкой новых видов авиационного топлива, доработала Л-29 для полётов на 100% биодизельном топливе. Первый полёт на биодизеле самолёт выполнил 2 октября 2007 года[5]. К ноябрю 2008 года модифицированный Л-29 налетал около 3000 км.
  • Л-29 активно используются американскими спортсменами на авиагонках Reno Air Races, одних из самых зрелищных авиашоу в мире[28]. На L-29 VIPER, модифицированных Л-29, американские лётчики Курт Браун и Майк Мангольд одержали убедительную победу в классе «Jet» в 2008 году, заняв первое и второе места[29].
  • Л-29, пилотируемые лётчиками ВМС США, применяются для имитации «крылатой ракеты» противника во время тренировок отражения атаки ПКР[30]. 29 июня 2010 года универсальный десантный корабль LHD-6 «Боном Ричард» отрабатывал отражение атаки вражеских ПКР с помощью 2 Л-29. Самолёты были ремотиризированы американскими ТРД «J-60», благодаря чему максимальная скорость Л-29 повысилась с 650 до 800 км/ч.

Авиапамятники и экcпонаты музея

Галерея фотографий

Ссылки

  • Фото авиапамятников Л-29 на aviamonuments.ru
  • Фото Л-29 на spotters.net.ua
  • L-29 Delphin из г. Егорьевск
  • L-29 Delphin из г. Запорожье
  • L-29 Delphin из г. Полтавы
  • L-29 Delphin на аэродроме Большое Грызлово

Примечание

  1. ↑ Л-29 на сайте airwar.ru
  2. Сайт Aero Vodoсhody
  3. ↑ Aero L-29 Delfin Military Trainer Aircraft, Czech Republic
  4. HURT, Zdeněk; KUČERA, Pavel; CHALAS, Oliver. De Havilland Tiger Moth, Avia/Letov C-2 (Arado Ar 96), Aero L-29 Delfin. 1. vyd. Praha: Naše vojsko, 1992. ISBN 80-206-0219-4. S. 113.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 Aero L-29 Delfin. Чешский учебный самолёт // Мировая авиация.-2011.-№146.-с.5-6.
  6. ↑ L-29 Delfin
  7. ↑ Л-29 Дельфин
  8. Сойко Н. Крылатый "Дельфин" // Моделист-конструктор. - 2008. - №6. - С. 26-31.
  9. PZL TS-11 Iskra Trainer Aircraft, Poland
  10. PZL TS-11 Iskra
  11. CM.170 Magister
  12. T-37 Tweet
  13. MB-326
  14. JET PROVOST
  15. Aero L-29 Delfin
  16. ↑ Авиация в Нагорном Карабахе
  17. ↑ Российская авиация в Чеченской войне
  18. Первая Чеченская война
  19. При налете на грузинский аэродром уничтожены несколько самолетов
  20. Чехия модернизирует азербайджанских "Дельфинов" и "Альбатросов"
  21. 1 2 Hoyle Flight International 11–17 December 2012, p. 45.
  22. Order of Battle - Guinea
  23. Order of Battle - Mali
  24. Л-29 (Дельфин) - Учебно-тренировочный самолет
  25. Зарубежное военное обозрение. 1998, №1. С. 43.
  26. На Харьковщине более 60 спортсменов из трех стран приняли участие в проведении 10-го Кубка памяти Героя Украины сержанта Василия Мельникова
  27. Л-29 в РОСТО
  28. ВОЗДУШНЫЕ ГЛАДИАТОРЫ: АВИАГОНКИ
  29. L 29 VIPER
  30. Cruise Missile Pretenders

Литература

  • Кондратьев В.П. Л-29 // Крылья Родины. - 1985. - №8. - С. 34-35.
  • Пазынич С. "Летающие парты" из Чехословакии // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 18-25.
  • Сойко Н. Крылатый "Дельфин" // Моделист-конструктор. - 2008. - №6. - С. 26-31.

См. также



Аэро L-29.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15