18-10-2023
L-29 Delfín | |
---|---|
|
|
Тип | учебно-тренировочный самолёт |
Разработчик | Aero Vodochody |
Производитель | Aero Vodochody |
Главный конструктор | Зденек Рублич, Ян Влчек[1] |
Первый полёт | 5 апреля 1959 года[2] |
Начало эксплуатации | 1963 год[3] |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | СССР Чехословакия см. на вооружении |
Годы производства | 1963 — 1974 |
Единиц произведено | 3665[3] |
Стоимость единицы | 915 200 Kč (1963 год)[4] |
Изображения на Викискладе |
Аэро Л-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Является первым чехословацким серийным реактивным самолётом[5]. Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт[5].
Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963 — 1974 годах, построено 3665 самолётов[3]. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.
«Дельфин» состоял на вооружении более 15 стран мира (СССР, ЧССР, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Нигерия, Румыния, Сирия, Уганда)[1]. Ряд снятых с вооружения самолётов приобретены частными лицами.
Сохранилось большое количество экземпляров Л-29 в лётном состоянии, а также в качестве авиапамятников и экспонатов музея, которые можно увидеть, например, в Таганрогском музее авиационной техники, аэродроме ФИНАМ (Большое Грызлово), аэродроме Борки, Луганском авиационно-техническом музее, Омском аэроклубе ДОСААФ (аэродром Марьяновка), аэродроме Крутышки (Ступино).
Л-29 относится к первому поколению реактивных учебно-тренировочных самолётов (УТС), которое возникло в связи с массовым переходом на сверхзвуковые реактивные самолёты в середине 1950-х годов[6]. К этому поколению также относятся учебно-тренировочные самолёты, которые совершили первые полёты в середине 1950-х годов: французский Fouga СМ.170 Magister, американский Cessna T-37 Tweet, итальянский Aermacchi MB-326 и британский BAC Jet Provost.
Разработка Л-29 была начата в 1955 году в инициативном порядке группой единомышленников во главе с Зденеком Рубличем, руководителем одного из отделов Исследовательского-испытательного летного института Чехословакии[6]. Ближайшим помощником З. Рублича стал Карел Томаш, имевший большой опыт в создании учебно-тренировочных самолётов. Расчеты аэродинамики проводили Йозеф Хошек и Ян Глава. В начале 1960-х годов, после ухода на пенсию Рублича и Томаша, ведущим конструктором Л-29 стал Ян Влчек.
Весной 1959 года был закончен первый летающий прототип Л-29 (XL-29), который совершил первый полёт 5 апреля 1959 года под управлением лётчика-испытателя Рудольфа Духона. Прототип, в связи с незаконченными испытаниями чехословацкого двигателя разработки предприятия Моторлёт, был оснащен британским Bristol Siddeley Viper Mk.20 с тягой 795 кг. Второй прототип, поднявшийся в воздух в июле 1960 года, был оснащен штатным чехословацким двигателем Моторлёт М-701.
В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого УТС стран Варшавского Договора. Решение на разработку единого УТС было вызвано, не в последнюю очередь, желанием консолидировать молодые социалистические страны, которые состояли в Совете Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В конкурсе участовали советский Як-30, чехословацкий Л-29 «Дельфин» и польский ТС-11 «Искра». Конкурс был проведен в 1961 году, после того как совершили свои первые полёты советский Як-30 (20 мая 1960 года) и польский ТС-11 «Искра» (5 февраля 1960 года). К моменту проведения конкурса Л-29 летал уже около года и на конкурс была отправлена его улучшенная версия Л-29А ОК-02.
С августа по сентябрь 1961 года на подмосковном аэродроме Монино под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника Ю. А. Антипова состоялись сравнительно-испытательные полеты Як-30, ТС-11 «Искра» и Л-29. По результатам конкурса лучшим по большинству параметров был признан «Дельфин». К числу главных премуществ чехословацкого УТС относились надежность, простота в обслуживании, технологичность и низкая цена. Як-30, имея соизмеримую тягу двигателя, был более чем на 1000 кг легче и показал лучшие лётные характеристики, но не был способен нести вооружение и представлял из себя спортивный самолет, а не учебно-тренировочный самолёт для подготовки курсантов. Польский УТС ТС-11 «Искра» проиграл «Дельфину» и Як-30 по большинству параметров. Победа Л-29 в конкурсе на единый УТС стран ОВД означала мировое признание первого чехословацкого реактивного самолета и обеспечила тысячи специалистов высоквалифицированной работой на долгое время.
В конце 1961 года началось серийное производство Л-29 на на машиностроительном предприятии «Взлёт», который впоследствии был переименован в Среднечешский машиностроительный завод, а ещё позже — «Красный Летов». На Среднечешском авиазаводе в Водоходах (народном предприятии «Аэро Водоходы») и народном предприятии «Лет» в Угерске-Градиште и Куновицах (с 1963 года) проходила финальная сборка, в то время как производство комплектующих и агрегатов происходило на большом количестве средних и малых предприятий по всей Чехословакии.
В 1964 году, на Международной машиностроительной ярмарке в Брно, Л-29 был удостоен золотой медали. В 1965 и 1967 годах Л-29 был успешно представлен на Международном Парижском аэросалоне в Ле-Бурже.
Всего за годы серийного производства, с 1963 по 1974 год, было построено 3665 Л-29[3].
Отличается надежной и простой конструкцией. Способен взлетать с грунтовых аэродромов с травяным покрытием.
В 1963 году Л-29 был принят на вооружение ВВС СССР и получил в НАТО кодовое обозначение «Maya»[6]. Л-29 был предназначен для обучения летчиков для полётов на МиГ-21. В летных училищах «Дельфин» постепенно заменил МиГ-15УТИ, который был более тяжелый в управлении и не прощал ошибок в пилотировании.
Первым авиационным училищем, освоившим Л-29, стало Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. Первым полком, получивший 29 мая 1963 года Л-29, стал 703-й учебный авиационный полк Черниговского ВВАУЛ, который базировался на аэродроме Умань в Черкасской области.
К концу 1963 года Л-29 также поступили в Качинское, Харьковское и Ейское ВВАУЛ.
В 1964 году на аэродроме Ивано-Франковск была создана советско-чешская авиабаза, которая занималась передачей новых самолетов советской стороне. Чешские летчики перегоняли новые Л-29 из ЧССР в Ивано-Франковск, где передавали самолёты своим заводским специалистам, которые в свою очередь готовили их к сдаче в советские учебные авиационные полки.
В 1966 году Л-29 начали заменять Як-18 в авиационных учебных центрах ДОСААФ. Первым училищем, получившим Л-29, стало Волчанское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ. В этом же году чехославацкие УТС начали поступать и в учебные центры ДОСААФ.
В 1966 — 1992 годах первоначальное обучение на самолетах Л-29 проходили в 20 учебных авиационных центрах ДОСААФ:
Аэро Л-29[8] | PZL TS-11 Iskra[9][10] | Fouga СМ.170-1 Magister[11] | Cessna T-37 Tweet[12] | Aermacchi MB-326[13] | BAC Jet Provost[14] | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Принят на вооружение, год | 1963 | 1963 | 1956 | 1957 | 1962 | 1957 |
Годы производства | 1963 — 1974 | 1963 — 1987 | 1954 — н/д | 1955 — 1975 | 1962 — 1983 | 1957 — 1967 |
Выпущено, шт | 3665 | 424 | 929 | 1269 | 761 | 741 |
Размах крыла, м | 10,29 | 10,06 | 11,40 | 10,3 | 10,84 | 10,77 |
Длина, м | 10,81 | 11,15 | 10,06 | 8,92 | 10,67 | 10,36 |
Масса пустого, кг | 2280 | 2560 | 2150 | 1755 | 2685 | 2670 |
Макс. взлётная масса, кг | 3540 | 3840 | 3200 | 2990 | 5215 | 4170 |
Боевая нагрузка, кг | 200 | 400 | 140 | — | 1800 | н/д |
Практический потолок, м | 11 500 | 11 000 | 11 000 | 11 950 | 14 325 | 11 185 |
Крейсерская скорость, км/ч | 545 | 600 | н/д | 610 | н/д | н/д |
Макс. скорость, км/ч | 655 | 720 | 715 | 680 | 800 | 700 |
Дальность с ПТБ, км | 900 | 1250 | 1200 | 1500 | 1650 | 1450 |
Двигатель | 1 × ТРД Моторлёт M-701C | 1 × ТРД WSK SO-3 | 2 × ТРД Turbomeca Marbore IIA | 2 × ТРД Teledyne Continental J69-T-25 | 1 × ТРД Piaggio (Rolls-Royce) Viper 20 | 1 × ТРД Rolls-Royce Bristol Viper 202 |
Макс. тяга двигателя, кН | 1 × 8,7 | 1 × 9,8 | 2 × 3,9 | 2 × 4,5 | 1 × 15,2 | 1 × 11,1 |
В августе 1967 года советские Ан-12 доставили в Кано 6 Л-29 и несколько МиГ-17[5]. Вторая партия из 6 Л-29 была поставлена Нигерии в том же году. Л-29 ВВС Нигерии применялись против сепаратистов самопровозглашенного государства Биафра[15]. Боевые вылеты, как правило, осуществляли наемники из Великобритании, Родезии и ЮАР, а нигерийские лётчики сидели на месте курсанта.
ВВС Египта применяли Л-29 проти израильских войск в качестве легкого ударного самолёта[7].
В 1992 году на вооружении ВВС Азербайджана находилось около 70 Л-29, базировавшихся в одном из учебных авиационных полков Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков[16]. В связи с высокими потерями боевых вертолётов Азербайджан активно применял Л-29 для поддержки с воздуха своих сухопутных войск. Некоторое количество азербайджанских Л-29, принимавших участие в боевых вылетах, было сбито или повреждено огнём противника.
В 1994 году на территории самопровозглашенной Республики Ичкерия находилось 265 боевых самолетов (149 Л-29, 111 Л-39, 3 МиГ-17 и 2 МиГ-15УТИ), ранее находившихся на вооружении двух учебных авиационных полков Армавирского ВВАУЛ и Грозненского учебного авиационного центра бывшего ДОСААФ СССР[17]. Авиация базировалась на аэродромах Ханкала, Калиновская и Грозный-Северный. Самолёты активно готовились сепаратистами к боевым действиям. К ноябрю 1994 года в боеспособном состоянии находились около 100 самолётов, а остальные — использовались как источник запчастей или были неисправны. По состояние на 30 ноября 1994 года не менее одой эскадрильи Л-29 находилось в состоянии боеготовности.
1 декабря 1994 года российские штурмовики Су-25, с помощью авиабомб и НАР, нанесли удары по аэродромам Калиновская и Ханкала[17]. Во время удара была уничтожена вся боевая авиация чеченских сепаратистов[18].
8 августа 2008 года 2 Л-29 ВВС Грузии было уничтожено на земле во время удара российской авиации по аэродрому Марнеули[5][19].
Л-29, аэродром Майское, 2009 год.
Л-29 на МАКС-2009
Л-29 на авиашоу в США, 2008 год.
Л-29 на авиашоу в Чехии, 2009 год.
Самолёты компании Аэро Водоходы (Aero Vodochody) | |
---|---|
Ae 01 • Ae 02 • Ae 03 • Ae 04 • Ae 10 • A.11 • A.12 • A.14 • A.15 • A.17 • A.18 • A.19 • A.20 • A.21 • A.22 • A.23 • A.24 • A.25/A.125 • A.26 • A.27 • A.29 • A.30/A.130/A.230/A.330/A.430 • A.32 • A.34/A.134 • A.35 • A.38 • A.42 • A.46 • A.100 • A.101 • A.102 • A.104 • A.200 • A.204 • A.300 • A.304 • Ae 45/145 • Ae 50 • Ae 270 • L-29 • L-39 • L-59/L-159 • L-60 |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Аэро L-29.