25-08-2023
Часть серий |
|
---|---|
Культура | |
Архитектура · Изобразительное искусство · Кино · Кухня · Литература · Мифология · Музыка |
|
Диаспоры | |
Армения · Иран · Грузия Россия · (Дагестан · Санкт-Петербург) · Украина |
|
Религия | |
Ислам · Христианство · Иудаизм Зороастризм |
|
Язык | |
Азербайджанский | |
Памятные события | |
Мартовские события · Чёрный январь · Резня в Ходжалы | |
Азербайджанский портал |
Архитектура Азербайджана — комплекс строительных сооружений на территории современного Азербайджана[1], представляющих архитектурно-историческую значимость. Архитектура Азербайджана включает архитектуру народов, проживавших и проживающих на территории страны. По разновидности используемых строительных материалов архитектурные сооружения Азербайджана можно разбить на две группы: группу строений, сооруженных из камня — в Баку, Шемахе и их окрестностях, и вторую группу — в Нахичевани, Гяндже, Барде и других районах, где в основном использован кирпич[2].
Мегалитические и циклопические сооружения в предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичевана, остатки доисторического жилья (прообраз народного жилища — карадам) характеризуют строительство эпохи энеолита и ранней бронзы на территории Азербайджана[3].
Архитектурное наследие Кавказской Албании представлено сооружениями, сохранившимися в северных областях современного Азербайджана, среди которых выделяется Церковь у села Киш (VI либо XII век[4]) в Шекинском районе, остатки сооружений крепости Чирах-Кала (VI век) у города Габала, базиликальный храм в селе Кум Кахского района, круглый храм в селе Лекит (V—VI века; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич) и руины храмового комплекса в Мингечауре (VII век, кирпич-сырец). К самым ранним сохранившимся в Азербайджане сооружениям относятся храмы в сёлах Кум и Лекит и основания Девичей башни в Баку[5]. Архитектуру раннефеодального периода на территории Азербайджана характеризуют огромные оборонительные сооружения: бешбермакские, гильгильчайские (см. также Чираг-гала) и закатальские[6]. Старейшими исламскими зданиями можно назвать мечети VIII века в Ахсу и Джума-мечеть в Шемахе[5].
После арабского завоевания в VII веке и распространения ислама начала развиваться мусульманская культура — строились мечети, минареты, медресе, мавзолеи[7].
В IX—X веках с ослаблением Арабского халифата на территории Азербайджана возникло множество небольших государств, в городах которых (Барда, Шемаха, Байлакан, Гянджа, Нахичевань) складывались локальные архитектурно-художественные школы, среди них — нахичеванская, характеризующаяся великолепием керамического убранства зданий, ширвано-апшеронская, отличающаяся контрастом глади каменных стен и пластичной разработки архитектурных элементов.
Выдающиеся памятники искусства Азербайджана XII—XIII вв. — мавзолеи Момине-хатун, Юсуфа ибн Кусейира и мавзолей в Джуге (в Нахичевани), Девичья башня в Баку, замки XIII в. в Мардакяне и Нардаране а также Ханега на реке Пирсагат[7].
В XIV—XVI вв. с ростом городов развивается кирпичное и каменное зодчество, один из образцов которого дворец Ширваншахов в Баку. Традиции местных школ нашли продолжение в башенных мавзолеях XIV в. в Барде и в с. Карабагляр, в 12-гранном шатровом мавзолее в селе Хачин-Дорбатлы (1314, зодчий Шахензи), в крепостной архитектуре замка XIV в. в селе Рамана. Интересна двухъярусная купольная усыпальница Дири-Баба в городе Мараза (1402, зодчий — сын устада Гаджи)[7].
В XVII—XVIII вв., в период ирано-турецких войн и междоусобиц, монументальное строительство значительно сократилось; достраивался культурный комплекс Имамзаде в Гяндже, в XVIII в. был построен украшенный росписями дворец ханов в Шеки. В народном зодчестве также сохранились архитектурно-строительные традиции[7].
Церковь в селе Кум V—VI века в Кахском районе Азербайджана
Руины крепостных стен древней Кабалы
Круглая церковь в Шекинском районе Азербайджана
Комплекс Дворца Ширваншахов в Баку, (1420—1460 годы).
Дворец шекинских ханов (1797 год, архитектор Хаджи Зейналабдин из Шираза)
Шекинский караван-сарай, (XVIII век).
Ханский Дворец в Нахичевани, 1809 год.
Дворец шекинских ханов, конец XVIII века.
Ханский дворец в Нахичевани, XIX век.
Круглая Мардакянская крепость, XIII век
Четырёхугольный замок в Мардакянах, XIV век
Раманинская крепость, XIV век
Крепость Ичери Шехер, XIII-XV века
Гробница Момине хатун в Нахичевани, 1186 г.
Гробница Юсифа ибн Кусейра в Нахичевани, 1162 г.
Мавзолей «Гюлистан» в Джульфинском районе, XII век
Мавзолей Шейх Баби Иа'куба в селе Бабы Физулинского района, конец XIII в.
Текийе в селе Ханега Джульфинского района, XIII—XV вв.
Среди архитектурных построек в Азербайджане особо выделяются ханегяхи, строительство которых относят к IX—X векам. Ханегяхи служили прибежищем для суфиев, не имевших собственного жилья, местом совместных религиозных ритуалов, суфийских церемоний. Во многих случаях ханегяхи формировались в течение длительного времени вблизи захоронений святых — пиров. По совершенству архитектурно-пространственного решения и солидности функциональной нагрузки среди ханегяхов Азербайджана заметно выделяется ханегях Пир Гусейн, представляющий собой памятник общенационального значения. Он находится в селе Губалыбалоглан Хаджигабулского района, на берегу р. Пирсаатчай, и связан с именем знаменитого суфийского шейха XI века Пир Гусейна Равани (Ширвани), младшего брата великого суфийского поэта и философа Мухаммеда Бакуви (948—1050), который был известен на Ближнем Востоке под именем Баба Кухи и похоронен в Ширазе[9][10].
Мечеть Мухаммеда в Баку (1078—1079 года)
Дворцовая мечеть в Баку (XV век)
Джума мечеть в Баку (1899 год, минарет — 1437 год)
Храм Архангела Михаила
Мосты занимали ведущее место среди инженерных сооружений древнего и средневекового Азербайджана. Они строились на дорогах, которые связывали торговые центры: Баку, Шемаху, Гянджу, Тебриз, Ардебиль с путями мирового транзита. Конструктивная схема и архитектурная структура мостов обуславливалась строительными возможностями материала, природными условиями и размещением. В строительстве пользовались разнообразными способами кладки из камня и кирпича — комбинированной кладкой, подбором материалов по цвету, облицовкой тесаным камнем. В кладках мостов из булыжника и колотых валунов применяли каркасы. Часто под устои моста применяли и естественные выхода скал, что значительно увеличивало их устойчивость от воздействия вешних вод. Все сохранившиеся мосты состоят из повторения элементов арочных пролётов, которые отличались друг от друга очертаниями и размерами арок. В Азербайджане известны мосты, построенные в зависимости от рельефа берегов и ширины русла рек. Число пролётов длиной до 200 м от одного до пятнадцати.
15-пролетный Худаферинский мост
Красный мост на азербайджано-грузинской границе
Мост в Гахе
Мост на реке Гянджачай (XI-XII вв.)
Одним из наиболее распространённых общественных сооружений Азербайджана являлись бани. Кроме выполнения санитарно-гигиенических функций в городах они одновременно служили местом встречи и отдыха. Помещения бани иногда использовали и как место проведения спортивных занятий. Их строили из сырца в виде конического купола. На вершине бани оставляли светодымовые отверстия. На территории Азербайджана расположено большое количество бань.
Баня Гаджи Гаиба в Баку, XV век
Дворцовые бани Ширваншахов в Баку, XV век
Баня Касым-бека в Ичери-шехере (Баку), XV век
Баня в Гяндже (XVI век)
С конца XIX века началось промышленное бурение нефтяных скважин Апшеронского полуострова, что способствовало росту производства во всех остальных отраслях промышленности Бакинской губернии. В начале XX века Баку превратился в один из передовых промышленных городов Российской империи. Быстрый экономический рост Баку сопровождался появлением многочисленной прослойки богатых промышленников, среди которых выделялись своим состоянием Эммануил Нобель, Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муса Нагиев, Муртуза Мухтаров, Шамси Асадуллаев, Александр Манташев, возводивших новые здания и сооружения в городе. Меценатство стало основой строительства огромного числа общественных зданий, школ и больниц. Среди сооружённых в это время зданий особо выделялись Исмаиллия (ныне здание Национальной академии наук Азербайджана), Театр братьев Маиловых (ныне здание Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова), Дворец Мухтарова (ныне Дворец бракосочетания).
Здание мэрии г. Баку. Архитектор Юзеф Гославский
Дворец Мухтарова. Архитектор И. Плошко
Здание Исмаиллия. Архитектор И. Плошко
Театр оперы и балета. Архитектор Н. Баев[15]
Азербайджанская советская архитектура 20-х годов стилизована под архитектуру мусульманского Востока (здание ж.д. вокзала в г. Баку), 20—30-х годов — пронизана идеей конструктивизма, которой были присущи чёткие линии проектов и прямые грани фасадов. Этот период тесно связан с работами архитекторов Алексея Щусева, братьев Весниных, С. С. Пэна, Г. М. Тер-Микелова. Ранние работы Микаила Усейнова тоже были в стиле конструктивизма. В 1934 году ЦК Компартии Азербайджана был издан указ, критиковавший этот стиль и призывавший к возвращению к национальным традициям и корням[16]. «Конструктивный» стиль не прижился надолго, и уже в 30—40-е годы на смену ему пришло творчество архитекторов С. А. Дадашева, В. А. Мунца и Микаила Усейнова, которые совместили в своих строительных проектах классические и национальные архитектурные черты и формы. В этом ряду выделяется творчество Микаила Усейнова. Среди работ Усейнова в «классическо-национальном стиле» — Дворец Советов (1934), Азербайджанская государственная академия музыки (1936), Музей Низами (1940), Национальная библиотека им. М. Ф. Ахундова (1947) и комплекс зданий в НАНА (1948—1960). В 1936 году был создан Союз архитекторов Азербайджана. Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев, руководивший республикой в 1969—82 гг., призвал азербайджанских архикторов объединить элементы современной мировой архитектуры с азербайджанским национальным стилем[16]. Среди работ Усейнова того периода — станции метро Нариман Нариманов (1968), Низами Гянджеви (1970) и Академия Наук (1976), Гостевой дом в Загульба, жилые дома на проспекте Азадлыг и гостиница Кяпаз (1973) в Гяндже.
Здание железнодорожного вокзала. 1919 год
Здание Национальной академии наук Азербайджана. 1960-е гг. Архитектор Микаэль Усейнов
Старое здание гостиницы. Архитектор Микаэль Усейнов. 1985 год
Здание Дома правительства Азербайджана. Архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. 1936—1952 гг.
Мавзолей Гусейна Джавида в Нахичевани
Мавзолей Вагифа в Шуше (в настоящее время заметно повреждён)[17]
Мавзолей последнего хана Гянджинского ханства — Джавад Хана в Гяндже
Современная архитектура Азербайджана воплощает в себе все наследие предыдущих лет, во вновь возводимых зданиях и сооружениях используются «мусульманский», «готический», «классический», «модернистский» стили с привнесением элементов «национальной» архитектуры. Построенные в последние годы здания чаще всего облицовываются известняковым камнем аглай, залежи которого находятся преимущественно на Апшеронском полуострове, также применяется в качестве внешнего облицовочного материала — мрамор, гранит и алюминиевые композитные панели. В соответствии с «Государственной программой развития регионов Азербайджана», инициированной Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, повсеместно ведутся работы по строительству новых зданий и капитальному ремонту значимых архитектурных объектов практически во всех городах Азербайджана.
Государством проводится целенаправленная политика на улучшение внешнего облика города Баку, строятся новые жилые дома и административные здания, реставрируются фасады старых архитектурных построек, производится благоустройство парковой и фонтанной зоны города. Архитектурный облик Баку стремительно меняется. Среди новых строений выделяются несколько зданий: Flame Towers, построенные в нагорной части города, комплекс из 3 зданий в виде пламеней огня, которые олицетворяют символ Азербайджана — «Страна огней» («Odlar Yurdu»), также спроектированный специально для проведения песенного конкурса «Евровидение-2012» и построенный возле Площади государственного флага в мае 2012 года, всего за 9 месяцев, концертный зал «Сrystal Hall», культурный центр Гейдара Алиева, Port Baku towers, Port Baku residence, Azure, Trump tower Baku. В ближайшее будущее должно завершиться строительство новых знаковых зданий для Баку и Азербайджана: The Crescent Development Project и SOCAR tower.
Символ современного Баку — Flame Towers
Комплекс Azure
Культура Азербайджана | |||
---|---|---|---|
|
Страны Азии: Архитектура | |
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Азербайджан в темах | ||
---|---|---|
Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика |
Архитектура Азербайджана.