17-07-2023
Аппиан (Александрийский) | |
Ἀππιανός (Ἀλεξανδρεύς) | |
Дата рождения: |
ок. 95 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
после 170 |
Страна: | |
Научная сфера: |
Аппиа́н Александрийский (др.-греч. Ἀππιανός Ἀλεξανδρεύς — Аппиано́с Александре́ус) — (ок. 95 г. н. э. — после 170 г.) — древнеримский историк греческого происхождения, писавший по-гречески.
Содержание |
О жизни Аппиана известно очень мало. Он жил во время императоров Траяна, Адриана и Антонина Пия. Аппиан сперва занимал высокую государственную должность в Египте, после чего получил римское гражданство и был зачислен в сословие всадников[1]. После этого Аппиан был адвокатом в Риме.
Примерно в 160—170 годах Аппиан написал по-гречески историю Рима — произведение «Римская история» (др.-греч. Ῥωμαϊκά / Ῥομαϊκὴ ἱστορία — Ромаика́ / Ромаикэ́ хистори́а), которая хронологически охватывала период от древних времён до современной ему эпохи. В своём труде он описывает историю различных территорий до их присоединения к Риму по этническому принципу и в том порядке, в каком они подпадали под власть Рима. Всего Аппиан написал 24 книги, однако до наших дней дошли целиком лишь книги VI—VIII и XII—XVII. Кроме того, от некоторых книг сохранились небольшие, но порой и довольно значительные отрывки — выписки, сделанные в Средние века в Византии. Также сохранилось написанное Аппианом предисловие.
Список книг «Римской истории» Аппиана (жирным шрифтом отмечены книги, дошедшие до нас полностью, курсивом — не дошедшие совершенно):
Аппианом серьёзно заинтересовались в византийскую эпоху: Евагрий Схоластик оставил отзыв об Аппиане и поставил его в одном ряду с Дионисием Галикарнасским, Полибием и Аррианом. В середине XV века Пьетро Кандидо Дечембрио переводит Аппиана на латинский язык, и в 1477 году Аппиан впервые издаётся в Европе; перевод получил значительное распространение. Первое полное издание Аппиана было выполнено в 1785 году Иоганном Швайгхойзером.
В XIX веке Аппиан неоднократно подвергался критике за вольное обращение с фактами. По словам Эдуарда Шварца, Аппиан был «высокопоставленным дилетантом, время от времени перемежающим деятельность адвоката фиска и прокуратора писательством»[4]. Карл Маркс и Фридрих Энгельс положительно отзывались об Аппиане; высоко ценился Аппиан и в советской исторической науке.
Из древних историков, которые описывали борьбу, происходившую в недрах Римской республики, только Аппиан говорит нам ясно и отчётливо из-за чего она велась: из-за земельной собственности— Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.
Особую ценность для историков представляют 5 книг «Гражданских войн», поскольку они являются единственным дошедшим до нас целостным связным повествованием от деятельности братьев Гракхов до начального этапа гражданской войны после убийства Юлия Цезаря, а именно до 37 до н. э.. В частности, описание Аппианом деятельности Гракхов и последующих событий — само по себе единственное последовательное изложение событий этого периода, — оказало значительное влияние на историков.
Тем не менее, отдельные приводимые им факты иногда расходятся с данными других источников[5]. Как правило, разночтения с другими источниками связываются современными исследователями либо с попыткой выстроить чёткую картину событий, либо с использованием в работе сведений других авторов без надлежащего согласования, либо с использованием в работе сведений одного-единственного автора, материал которого уже содержал неточности[6]. В основном Аппиан неточен с именами, датами, последовательностью событий и географическими описаниями[7].
В качестве основного источника для «Гражданских войн» обычно называется Гай Азиний Поллион (его «История», написанная на латинском языке, не сохранилась)[8][9]. Эта точка зрения была впервые озвучена голландским историком Йоханом Вейнне (Johan Wijnne) в 1855 году[9].
В своей работе Аппиан также упоминает автобиографию Октавиана Августа, официальные документы, памфлеты периода гражданских войн[7][8].
Л. Ю. Лукомский так оценивает стиль Аппиана:
Вероятно, несмотря на отсутствие у нашего историка фундаментальной энциклопедичности Тита Ливия или глубины изложения и понимания общественных проблем Тацита, в его книгах есть нечто, что привлекает к себе тех, кто стремится глубже познакомиться с историей Рима, и, в частности, разобраться в тех сложнейших отношениях людей, которые возникали в переломную во многих отношениях эпоху I—II вв. до н. э., когда римская государственность претерпевала жесточайший кризис и когда все ее основания фактически обновились. Для этого более всего подходит именно историк типа Аппиана — не увлекающийся ненужными деталями социологического характера, чем весьма часто грешат современные авторы, посвящающие свои труды истории человеческих сообществ, ведущий изложение свободно и ясно, без лишней риторики, без напыщенности и ненужных отступлений. Он стремится быть правдивым и подняться выше предвзятых оценок деятельности отдельных политиков и партий, но, что самое главное, для него стержнем изложения является свободная и творческая человеческая личность, причем именно личность, а не организация.[2]
Русские переводы (лучшее издание: 2006 года):
Аппиан.