08-09-2023
Автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике Узбекистана[1][2][3]. В этой отрасли занято значительное число населения страны. Ежегодно производится около 250 тысяч автомобилей[4]. Автомобильная промышленность Узбекистана по состоянию на 2014 год находится на 28-м месте среди стран производящих автомобили и другие виды транспорта, и по этому показателю находится на втором месте после автопромышленности России на постсоветском пространстве, и на первом месте среди стран Центральной Азии[5]. Узбекистан с 1998 года является членом Международной организации производителей автотранспорта (OICA)[6].
В советское время на территории Узбекской ССР не были расположены автомобилестроительные заводы СССР. Лишь в Ташкенте находился завод по производству тракторов, основанный в 1942 году.
В результате распада СССР, как и все остальные союзные республики, Узбекистан стал независимым государством. Планы по строительству автомобильных заводов уже начались в первые годы независимости. В июне 1992 года Президент Республики Узбекистан — Ислам Каримов в ходе своего официального визита в Южную Корею, посетил заводы «Daewoo»[7]. В 1993 году, через два года после обретения Узбекистаном независимости, была достигнута договорённость совместно с южнокорейской корпорацией «Daewoo». В 1994 году между южнокорейской корпорацией «Daewoo» и ассоциацией «UzAutoSanoat» была образована совместная автомобилестроительная компания — «UzDaewooAuto»[8]. По достигнутым соглашениям, производство автомобилей должно было начаться в 1996 году на специально построенном заводе города Асака который находится в Андижанской области Узбекистана. До открытия завода, работники нового завода прошли стажировку в корпорации «Daewoo» и других автомобильных компаниях мира.[9].
19 июля 1996 года на заводе города Асака началось производство автомобилей Daewoo Damas, Daewoo Nexia и Daewoo Tico. В первые годы завода, с конвейера сходили автомобили собранные в основном из импортных комплектующих. Позже производство комплектующий было локализовано, а это привело к снижению стоимости производимых автомобилей. В мае 1998 года ассоциация «UzAutoSanoat» стала членом Международной организации производителей автотранспорта (OICA)[10]. В декабре 1999 года была произведена сертификация системы управления качеством на соответствие международному стандарту ISO 9011. В мае 2001 года был выпущен 250 тысячный автомобиль.
В августе 2001 года было начато производство автомобиля модели Daewoo Matiz. В сентябре 2002 года начался выпуск рестайлинговой версии Daewoo Nexia — Daewoo Nexia DOHC. В августе 2003 года начался выпуск автомобиля Daewoo Lacetti и рестайлинговой Daewoo Matiz с автоматической коробкой передач. В январе 2005 года началось производство Daewoo Matiz с объёмом двигателя 1Л.
В октябре 2005 года был выпущен 500 тысячный автомобиль. В декабре 2008 года выпущен миллионный автомобиль[11]. В те годы корпорация «Daewoo» обанкротилась. В результате банкротства была реорганизован концерн «Daewoo» и его «поглотила» американская автомобильная корпорация «General Motors». После данного банкротства и реорганизации, в марте 2008 года в Узбекистане была основана компания «GM Uzbekistan», которая стала преемницей «UzDaewooAuto». Несмотря на реорганизации компании, бренд и сеть продаж в странах СНГ сохранили название «UzDaewoo», из-за заключенных ранее долгосрочных соглашениях о безпрошлинном ввозе и торговли легковыми автомобилями между странами произведенных, указанными в соглашении компаниями стран СНГ.
Статистика производства марок UzDaewoo и GM Uzbekistan
май 2001 года | 250 000[12][13] |
октябрь 2005 года | 500 000[14][15] |
июль 2007 года | 750 000[16][17] |
ноябрь 2008 года | 1 000 0000[18][19] |
апрель 2014 года | 2 000 0000[20][21] |
Самаркандский автомобильный завод был организован в 1996 году для производства автобусов средней вместимости и грузовиков малой и средней грузоподъемности. Начал деятельность с 19 марта 1999 года. Является совместным турецко-узбекским предприятием с крупным инвестиционным проектом турецкой компании «Koç Holding» и японским «Isuzu».
Завод производит 4 модели автобусов и 5 моделей грузовиков. Модельный ряд включает в себя основные модели малого класса «SAZ NP 37» на шасси японской модели «Isuzu», низкопольные автобусы малого класса САЗ LE-60, грузовики и «Isuzu» и другие специальные автомобили на шасси «Isuzu».
Совместное узбекско-немецкое предприятие для производства грузовиков, спецтехники и прицепов марки «MAN». Предприятие основано в августе 2009 года между узбекской компанией «УзАвтоСаноат» и дочерней компанией MANа — «MAN Truck & Bus»[22]. Завод расположен на окраине города Самарканд[23].
Соответствующее соглашение для образования совместного предприятия было достигнуто 4 сентября 2009 года в резиденции Президента Республики Узбекистана — Оксарое[24][25][26]. Во время подписания договора присутствовали Президент Республики Узбекистан - Ислам Каримов, председатель компании «УзАвтоСаноат» - Улугбек Рузикулов и тогдашний генеральный директор компании «MAN» - Хокан Самуэльссон[27].
Для работы в новом предприятии, рабочий персонал был обучен немецкими специалистами для качественной и правильной сборки грузовиков. Сборка грузовиков начался в день подписания договора. Сборка грузовиков осуществляется в Самаркандском автомобильном заводе[28].
Согласно плану, в год будет выпускаться от 500 до 1500 единиц грузовиков[29][30]. Для продажи грузовиков, компанией «УзАвтоСаноат» был создан отдельная дилерская сеть по всему Узбекистану. Также грузовики экспортируются в страны СНГ[31].
Британо-турецко-узбекское предприятие по сборке внедорожников марки «Land Rover». Проект должен был стартовать в мае 2003 года[32]. В настоящее время проект ещё не осуществлен и намечен на ближайшие годы.
Сборка внедорожников будет осуществляться на заводе «SamAuto» в городе Самарканде. На различных этапах своей деятельности Самаркандский автомобильный завод осуществлял сборку грузовиков, автобусов и спецтехники марок Isuzu, UzOtoyol и MAN. Кроме компании «Land Rover Uzbekistan», в самом и в комплексе около данного завода базируются компании «MAN Auto-Uzbekistan» и «Isuzu». До упразднения, здесь также базировалась компания «SamKocAuto».
В настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование для осуществления проекта в рамках плана развития компании. На начальном этапе планируется собирать до 100 машин в год, для этого в проект будет инвестировано около 10 миллионов долларов США[33]. В дальнейшем намечено увеличение мощности до 750 в год[34]. Комплектующие для сборки внедорожников «Land Rover» будут поступать с турецких заводов «Land Rover». На заводе планируется собирать многоцелевой полноприводный внедорожник "Land Rover Defender"[35].
Автомобильная промышленность | |
---|---|
По странам | Австралия · Аргентина · Бангладеш · Белоруссия · Бразилия · Великобритания · Венгрия · Германия · Египет · Индия · Иран · Испания · Италия · КНДР · Канада · Кения · Китай · Малайзия · Марокко · Мексика · Нидерланды · Новая Зеландия · Пакистан · Польша · Республика Корея · Россия (СССР) · Румыния · США · Таиланд · Турция · Украина · Узбекистан · Франция · Чехия · Швеция · ЮАР · Япония |
Данные | Список продаж автомобилей по моделям · Список стран по количеству автомобилей на 1000 человек · Список стран по производству автотранспортных средств · Список самых продаваемых автомобилей в Европе |
История | История автомобиля |
Производители | Список производителей автомобилей |
Организации | Ассоциация европейских производителей автомобилей |
Разное | Автомобилизация · Автомобиль века · Автомобильный дизайн · Компоновка легкового автомобиля · Развитие формы кузова легкового автомобиля |
Автомобильная промышленность Узбекистана.