29-07-2023
Абуль-Хасан аль-Ашари (араб. أبو الحسن الأشعري) |
|
---|---|
Имя при рождении: | Али ибн Исмаил ибн Абу Бишр Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билал ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Ашари |
Род дея- тельности: |
исламский богослов, философ |
Рождение: | 873, Басра |
Смерть: | 935, Багдад |
Родители: | Исмаил ибн Абу Бишр |
Школа, течение: | суннизм, шафиитский мазхаб, основатель ашаритской школы калама |
Учителя: | Абу Али аль-Джуббаи |
Труды, сочинения: | «Макаля́т уль-исламиййи́н уа-кхтиля́ф уль-мусалли́н», «Аль-Иба́на ан усу́ль ид-дийа́на», «Истихса́н аль-ха́уд фи ильм иль-кала́м» |
Абу́ль-Ха́сан Али ибн Исмаи́л Аль-Аша́ри (араб. ابو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري; род. в 873 или 874 г. Басра — ум. 935 г. Багдад) — арабский богослов, основатель одной из школ калама, получившей название по его имени — ашариты.
Родился в Басре. Учился у своего отчима Абу Али аль-Джуббаи[1], главы мутазилитов Басры. До 40 лет он был ревностным приверженцем мутазилитов, однако в 912—913 гг. разошёлся с ними во взглядах. Тогда же переехал в Багдад. Позже резко обличал мутазилитов в своих сочинениях и публичных выступлениях.
Содержание |
Из творческого наследия аль-Ашари (около 100 сочинений) сохранились только 2 аутентичных произведения[1] — «О чём говорили люди ислама и в чём разошлись творившие молитву» (Макаля́т уль-исламиййи́н уа-кхтиля́ф уль-мусалли́н; араб. مقالات الإسلاميين واختلاف المصلين) и «Аль-Лю́ма» (араб. اللمع), которые не могут дать полного представления о его мировоззрении: первый труд носит преимущественно доксографический характер, а во втором рассматриваются вопросы внешних сторон калама (араб. ظاهر الكلام) и ничего не сообщается об онтологических и натурфилософских взглядах автора,[2] указания на которые содержатся в названиях других его работ.
Аль-Ашари приписывается сочинение «Аль-Иба́на ан усу́ль ид-дийа́на» (араб. الإبانة عن أصول الديانة), но отсутствие упоминания этого сочинения в списке трудов аль-Ашари, приводимом его последователем Ибн Асакиром (eng), пишущем в своем труде «Табйи́ну кизб ил-му́фтари фи ма ну́сиба и́ляль има́м аль-Ашари» (араб. تبيين كذب المفتري فيما نسب إلى الإمام الأشعري), что «для ашаритов „Аль-Ибана“ служила щитом от ханбалитов», дает основание полагать, что ханбалитские по духу элементы в приписываемых аль-Ашари воззрениях обусловлены стремлением последователей Абуль Хасана легализовать калам и уберечь его от нападок традиционалистов, прежде всего, ханбалитов[3].
Также аль-Ашари называют автором труда «Истихса́н аль-ха́уд фи ильм иль-кала́м» (араб. استحسان الخوض في علم الكلام). Труд этот содержит апологию калама, обоснование правомерности заниматься этой наукой[3].
Учение аль-Ашари о несотворённости (предвечности) Корана было развито его последователями теологами-ашаритами. Он учил также о существовании у Аллаха реальных и вечных атрибутов; Аллах, согласно его учению является творцом всех действий людей, которые лишь «приобретают» их посредством своей воли и стремления[3].
Абуль-Хасан аль-Ашари.