14-10-2023
Аббас Кули Ага Бакиханов | |||||||
азерб. Abbasqulu ağa Bakıxanov | |||||||
Фотография с портрета неизвестного художника. Негатив хранится в Государственном музее азербайджанской литературы им. Низами. Баку. |
|||||||
Дата рождения: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения: |
село Амирджаны, Бакинское ханство |
||||||
Дата смерти: | |||||||
Место смерти: |
Вади-Фатима (ныне Саудовская Аравия) |
||||||
Подданство: | |||||||
Род деятельности: |
Учёный-просветитель, поэт и писатель |
||||||
Язык произведений: | |||||||
Награды: |
|
||||||
Аббас Кули Ага Бакиханов на Викискладе |
Аббас-Кули́-ага́ Бакиха́нов (азерб. Abbasqulu ağa Bakıxanov, также известный под литературным псевдонимом Кудси́ (азерб. Qüdsi, «чистый», «благородный») — азербайджанский учёный-просветитель, поэт и писатель, писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках[1]. Является основоположником азербайджанской научной историографии[2]. Генерал-майор[3].
Он был первым азербайджанским просветителем нового типа. Его просветительская миссия, сформированная под влиянием культурных ценностей мусульманского Востока, питалась европейским и русским просветительским духом, отличаясь интересом к точному знанию и социальному прогрессу. Произведения Бакиханова переведены на многие иностранные языки.
Аббас Кули Ага Бакиханов родился 21 июня (3 июля) 1794 года в селении Амираджаны в семье бакинского хана Мирза Мухаммад-хана II[4] (1774—-1836) и принявшей ислам грузинки Софии-ханум Баграм-бек кызы[5][6] (ум.1806). У него также был родной брат Джафар Кули Ага и четыре единокровных брата. Детство провёл на Апшероне, а с 1803 года жил в родовом поместье отца в селении Амсар (вблизи Кубы́). Получил блестящее образование: обучался богословию, философии, персидскому и арабскому языкам и литературе.
С 20 декабря 1819 года перводчик с восточных языков Канцелярии Главноуправляющего Грузией. Как указано в формулярном списке: «Со времени вступления в службу состоял переводчиком при командирах Отдельного Кавказского корпуса».
В 1820 году в составе отряда под командованием генерал-майора князя Мадатова участвовал в Хосрехском сражении и покорении Казикумухского ханства, за что 4 сентября 1820 года произведён в прапорщики. В том же году находился в экспедиции при полке Мустафа Хана Ширванского.
В 1823 году участвовал в описании Карабахской провинции и в комиссии по определению границы с Персией.
В 1824 году был в походе на Кавказской линии под командованием генерал-лейтенанта А. А. Вельяминова.
Участвовал в войнах России с Ираном и Турцией (1826—1829).
Из формулярного списка:
в 1826 и 1827-м годах во всех делах и походах противу персиян и турок состоял при особе генерал-фельдмаршала, князя Варшавского |
14 октября 1827 года «за отличие оказанное при осаде кр. Абас Абата» произведён в штабс-капитаны.
1 января 1828 года удостоен ордена Святой Анны 3-й степени с бантом «за Сардар-Абад и Эривань».
4 августа 1828 года «за переговоры о мирных трактатах с Персиею» произведён в капитаны.
21 апреля 1829 года «за отличное усердие при взятии Кр. Ахалцыха» произведён в майоры с объявлением ему Высочайшего благоволения.
В 1831 году участвовал в Дагестанской экспедиции под командованием генерал-адъютанта Н. П. Панкратьева и «за отличие» произведён в подполковники 9 марта 1832 года. В 1842 году произведён в полковники.
Служа в Тифлисе переводчиком в канцелярии генерала Ермолова, он основательно изучает русский и французский языки.
Находясь на военной службе, он близко познакомился с видными деятелями культуры, находящимися в то время на Кавказе — с А. С. Грибоедовым, А. А. Бестужевым, Я. П. Полонским, Т. Ладо-Заблоцким, М. Ф. Ахундовым, М. Ш. Вазехом, А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Н. Бараташвили. Личностью и творчеством Бакиханова интересовались многие русские, польские, немецкие, французские поэты, писатели, путешествовавшие по Кавказу, — Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский, художники В. И. Мошков и Г. Г. Гагарин, немецкий поэт Ф. Боденштедт, И. Н. Березин, К. Кох и другие. В 1833 году он путешествовал по России, Латвии, Литве и Польше. В Петербурге (1834 г.) он познакомился с великим русским поэтом Пушкиным.
В 1843 году участвовал в работе специального комитета по составлению проекта положения о личных правах высшего мусульманского сословия в Закавказье. Он известен и как журналист — редактировал персидское издание «Тифлисских ведомостей».
Полковник Аббас-Кули-ага Бакиханов скончался 31 мая 1847 года во время эпидемии холеры в аравийской пустыне[8] между Меккой и Мединой (оазис Вади-Фатима)[7] на обратном пути из паломничества. Похоронен в общей могиле в местечке Вади-Фатима.
Бакиханов оставил богатое научное, философское и литературное наследие.
Он первым предпринял попытку изложить историю литературы и науки в Азербайджане с XII по XIX в. В своих исследованиях по истории материальной и духовной культуры народов восточного Закавказья, Бакиханов сообщает ценные сведения о жизни и деятельности поэтов, ученых, теологов древнего и среднекового Ширвана и Дагестана.
«Гюлистан-и Ирам» («История восточной части Кавказа») — научное исследование, посвященное истории Азербайджана и Дагестана от древнейших времён до Гюлистанского мира (12 октября 1813 г.). Отличается широтой замысла, богатством фактического материала, непредубежденным отношением к мусульманским народам. Для написания этого труда Бакиханов использовал огромное количество сведений, почерпнутых из сочинений античных армянских, грузинских, персидских, арабских и турецких средневековых авторов. Автор широко использовал литературные памятники и материал топонимики, нумизматики и эпиграфики. Этот труд был высоко оценён русскими и зарубежными учеными.
«Кашф аль-Караиб» («Открытие диковин») — посвящена истории открытия Америки, «Асрар ал-Малакут» («Тайны царства небесного») — посвящена защите представлений о гелиоцентрической системе мира, объяснению строения и физической природы тел солнечной системы.
«Всеобщая география» — описание физической, политической, экономической карты мира.
Художественное творчество Бакиханова не было однородным. Произведения, написанные в традициях средневековой восточной литературы, отягощены условными образами, суфийскими поэтическими символами; произведения, сюжеты которых взяты из современной жизни, проникнуты просветительскими идеями. Бакиханов был последним писателем Средневековья и в то же время первым писателем Нового времени. Этим определяется его особое место в истории азербайджанской литературы. В своем родном городе Кубе организовал литературный меджлис под названием «Гюлистан» («Цветник»). Вокруг него сгруппировались поэты и любители поэзии.
«Рияз ал Гудс» («Святые цветники») — его первое поэтическое произведение, написано на азербайджанском языке. Поэма создана под влиянием религиозно-мистической поэзии.
«Китаб-е Аскерие» («Книга об Аскере») — рассказ о взаимной любви юноши и девушки, преследуемых фанатичной средой.
«Тифлис», «Среди грузин» — стихи, представляющие собой реалистические зарисовки грузинского городского быта.
«Осёл и Соловей» — вольный перевод басни Крылова.
«Обращение к жителям Тавриза» — социальная сатира, бичующая пороки отсталой мусульманской среды.
«Мишкат аль-анвар» («Ниша светочей») — дидактическая поэма, содержащая множество наставлений и цитат из Корана и хадисов пророка, апокрифические легенды. Автор испытал на себе сильное влияние суфийских идей.
«Тахзиб-ал-Ахлак» («Исправление нравов»), «Китаб-е-Насаих» («Книга наставлений»), «Айн ал-Мизан» («Сущность весов»), «Асрар уль-мелекут» («Тайны небес»), «Кануни Кудси», — философско-этические сочинения в которых нравственное сознание и логическая способность суждения рассматриваются как продукт воспитания и образования. «
«Вознесение мечты» и «Европейское общество» — поэмы, написанные в Варшаве. Стихотворные рассказы и басни наставительно-дидактического характера в духе нравоучительной лирики Саади. Кыта́, рубаи, мураббе и мухаммасов на азербайджанском, персидском и арабском языках, в которых отразились этико-философские раздумья автора.
Значительную часть поэтического наследия Бакиханова составляют газели. Главные их мотивы — беззаветная преданность возлюбленной, воспевание её красоты.
Семья Бакихановых по-вероисповеданию принадлежала к мусульманам-шиитам[6]. В 1826 году Бакиханов женился на Сакине-ханум, дочери Келб Хусейн-аги, от брака с которой в 1831 году у него родилась дочь Зибюи-Ниса-бегюм, а 1839 году вторая дочь — Тугра-ханум[5]. Обе они вышли замуж за своих двоюродных братьев, сыновей дяди Джафар-Кули-Ага Бакиханова[5].
Бакиханов свободно владел азербайджанским, арабским, персидским и русским языками, а также, по-видимому, знал и французский язык[10]. Среди его друзей были такие русские писатели и поэты, как А.С. Грибоедов, А.А. Бестужев-Марлинский и В.К. Кюхельбекер[2].
Одна из историй-легенд о Бакиханове, встречающаяся в исторической литературе, описывает встречу с российским императором Николаем I и его супругой, императрицей Александрой Фёдоровной. Легенда описывает, что однажды Бакиханов был приглашен на прием к императору. Николай I и его супруга были извещены заранее, что известный поэт Кавказа не пьет алкогольных напитков, так как является верующим мусульманином. Удивленная этим и возжелавшая смутить Бакиханова, императрица предположила, что она будет первой, кто предложит ему напиток. На приеме, Александра Федоровна приблизилась к поэту с бокалом вина на золотом подносе. Ошеломленный этой неожиданной честью, Бакиханов преклонил колено, поднял бокал, повернулся к императору Николаю и промолвил: — «Мой Господин предлагает мне напиток, мой Господь указал мне не пить, кому я должен быть послушен?». Будучи религиозным человеком, император ответил: — «Вашему Господу конечно.» Бакиханов вернул бокал на поднос, и смущенная царица удалилась.[11]
Мемориальная доска на стене дома в Амирджанах, в котором родился Бакиханов
Бюст Бакиханова в Амирджанах
Памятник Бакиханову в одноимённом посёлке в Баку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гусейн-хан (?—1690) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гейбат-бек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хаджи Гаиб-бек Алпаутский |
|
Ахмед-хан (?—1703) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дергах Кули-хан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хусейн-хан Рудбарский |
|
Хеджар |
|
Султан Ахмед-хан (?—1711) |
|
Ахмед-хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хаджи Мирза Мухаммад-хан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
? |
|
Гусейн Али-хан (1709—1757) |
|
Пери Джахан-бике Уцмиева | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Хаджи Али-Кули-ага |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мухаммад Кули-хан (?—1792) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мелик Мухаммад-хан (1736—1782) |
|
Хадидже-бике (1739—1803) |
|
Фатали-хан (1736—1789) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Мехти Кули-ага |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хусейн-Кули-хан (?—1845) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
София Баграм-бек кызы |
|
|
Мирза Мухаммад-хан II (1774—1836) |
|
Хан-бике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гасан Кули-ага |
|
Джафар Кули-ага |
|
Лютф Али-хан |
|
Искендер-хан |
|
Нух-хан |
|
Салман-хан |
|
Муса-хан |
|
Джафар Кули-ага (1796—1867) |
|
Аббас Кули-ага (1794—1847) |
|
Абдулла-ага (1824—1879) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тугра |
|
Ахмед-ага (1838—1882) |
|
Мамедрза-бек |
|
Гасан-ага (1833—1898) |
|
Зибюи Ниса-бегюм |
|
Тугра | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хаджи-Аббас-Кули-ага (1860—?) |
|
Гашимхан |
|
Мамедхан (1890—1957) |
|
Солтан |
|
Ахмед (1892—1973) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Акиф (род. 1933) |
|
Талат (1927—2000) |
|
Тофик (род. 1930) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нигяр (1961—1996) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По данным теста Y-ДНК одного из современных потомков Джафаркули-ага Бакиханова по мужской линии, род Бакихановых относится к гаплогруппе N1b (P43) Y-STR гаплотип потомка Джафаркули-ага Бакиханова по мужской линии[13]
Мать А.-К. Бакиханова София-ханум Баграм-бек-кызы, на которой Мирза-Мухаммад-хан II (1774—-1836) женился в 1791 г., когда он, лишившись ханства проживал в Кубе, была грузинка, принявшая мусульманскую веру. Она, по-видимому, происходила из тех грузинских азнауров, с которыми ещё Фатх-Али-хан кубинский имел родственные связи. Семья Бакихановых, как и большинство мусульманских семей того времени, была глубоко правоверной. Она придерживалась ортодоксального шиизма и находилась под сильным влиянием средневековой персидской культуры. Многие члены этой семьи совершили паломничество в святые города мусульман — Мекку, Неджеф и Кербелу. Прах деда и прадеда Бакиханова погребены прямо в Неджефе и Мекке.
Произведения Аббас-Кули-аги Бакиханова | |||
---|---|---|---|
Цветник Гудси • Зеркало красоты • Лучи света • Обращение к Тавризцам • Рийаз ал-Кудс (1820) • Опись рукописей Ахалцихской библиотеки (1828) • Реестр книгам и рукописям восточным, приобретённым в Арзеруме и Баязете в 1829 году (1829) • Краткая грамматика персидского языка (1830) • Открытие диковин (начало 1830-х) • Проект об учреждении мусульманских училищ в Баку (1832) • Воспитание нравсвенности (1833) • Существо весов (1836) • Книга об Аскере (1837) • Книга наставлений (1837) • Тайны царства небесного (1840) • Всеобщая география • Гюлистан-и Ирам (1841) • Происхождение племён, населяющих нынешние закавказские провинции (1843) • О наименованиях и титулах (1843) |
|
Аббас Кули Ага Бакиханов.